Навигация
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
ВС ООН

Международное право-3

В прошлый раз мы разобрали такой тезис: действия ООН в случае нарушения мира, актов агрессии и в случае угрозы мира. Я бы хотел, чтобы вы четко себе представили, что государство может применять вооруженную силу только в случае, если со стороны какого-то государства будет совершена агрессия. Запомните те признаки агрессии, о которых говорилось при анализе определения агрессии, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году. Но эти признаки агрессии нужно рассматривать только в качестве первоначальной оценки, есть агрессия или нет, и эта первоначальная оценка может быть осуществлена и тем государством, против которого была совершена агрессия, и тогда в этом случае наступает уже право на самооборону. Пострадавшее от агрессии государство может осуществлять свое право на самооборону. А окончательно определяет, есть агрессия или нет, такой орган ООН, как Совет безопасности.

И второе положение. Государство может принять вооруженную силу только в случае агрессии, нарушения мира. А в случае угрозы нападения такого права у государства нет. Совет Безопасности – единственный орган, который может применять принудительные меры не только в случае агрессии, но и в случае угрозы нападения. Это надо четко усвоить, потому что очень часто в литературе, особенно военных изданиях, в том числе и у нас это было в Советском Союзе и сейчас в России в некоторых изданиях, встречается такое выражение: упреждающий удар. Нет еще факта агрессии, нарушения, а чувствуют, что могут напасть, поэтому давайте авиацией, артиллерией дадим упреждающие удары против тех, кто намеревается напасть на нас или на это государство.

Совет безопасности может действовать и принимать решение по своему усмотрению. Что он примет, какое будет решение, применять ли Вооруженные Силы (ВС) вообще, применять ли меры без использования ВС, делать предупреждение, потребовать мирного разрешения споров и т.д. – всё зависит от самого Совета безопасности.

Но не путайте ВС ООН и миротворческие силы ООН, хотя в том и другом случае Совет безопасности имеет дело с ВС. Или миротворческие акции. Миротворческие акции могут быть мирного характера и с использованием ВС, но, правда, это тоже мирный характер, вы это сейчас почувствуете, но, тем не менее, с использованием ВС.

В чем различия? Если  Совет безопасности в случае принятия решения о применении ВС не должен никого спрашивать и в том числе те государства, которые находятся в конфликте и уже, может быть, вооруженные конфликты появились, то когда дело идет о миротворческих силах с использованием ВС, то требуется согласие всех сторон конфликта. Я бы хотел обратить ваше внимание на недавнее высказывание министра иностранных дел Иванова, когда он был в Тель-Авиве. Он заявил там, что без согласия Израиля миротворческие силы, по мнению России, не должны быть введены в Палестину. А такое предложение было сделано палестинской стороной. Тут некоторые рассматривали это высказывание нашего министра иностранных дел только односторонне, что он говорил, мол, что если Израиль будет возражать, то мы будем голосовать в Совете безопасности против такого решения, то есть ввода миротворческих сил в Палестину. Но эта трактовка неправильная. Считается, что только в отношении Израиля так ведем себя, если Израиль не согласится. Это высказывание Иванова относится и к палестинской стороне. Но он высказал это, находясь в Израиле, когда Палестина внесла предложения. Значит, уже согласилась с вводом ВС и даже, наоборот, просила, это была инициатива Палестины. Вот это требование согласия сторон относится к каждой из конфликтующих сторон. Если бы это, предположим, Израиль потребовал, а Палестина была против, то все равно миротворческих сил, сил, я подчеркиваю, не вообще акции, а сил, то есть с использованием ВС, быть не могло.

Значит это первое требование, которое относится к миротворческим силам. Кстати говоря, раз уже о Ближнем Востоке заговорили, то вам тоже нужно хорошо представлять с точки зрения международного права, что там происходит. Неизвестно, что кто там сейчас конкретно начал какие-то акции, которые вызывали у другой стороны неприязнь, это очень большой  вопрос и трудно даже четко определить. И даже не в этом дело. Главное ведь заключается в том, что фактически сейчас на Ближнем Востоке уже война происходит. И вот здесь нужно учитывать следующий момент. Без освобождения от ВС палестинской территории Израилем никакого, видимо, спокойствия в этом районе не будет. Дело в том, что сейчас целый ряд территорий, которые по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1948 года должны были бы принадлежать арабскому государству Палестине, а напомню, что в резолюции предусматривалось на территории Палестины существование двух государств – израильского и арабского, и были установлены границы, но к концу 1948 года начались вооруженные столкновения между арабами и Израилем. И Израиль уже был подготовлен к этому времени и государственная власть появилась, а арабы медленно всё это делали и были созданы формирования вооруженные, и понемногу стали вытеснять, если уж говорить, первая арабо-израильская война, потом арабы были в другой войне виноваты и т.д., и стали вытеснять с территории, которая должна была принадлежать арабскому государству Палестины. И после этого, после двух других израиле-арабских войн, расширили значительно эти территории, которые были оккупированы Израилем. А нужно помнить, что насильственное удержание оккупированных территорий государствами, чужих территорий, приравнивается к агрессии. Это четко записано в Декларации 1970 года о принципах международного права.

Поэтому, естественно, требование об освобождении оккупированных территорий – это проблема номер один. Как это будет медленно каким-то образом проходить – это уже вопрос другой, но эти территории должны быть. И, с моей точки зрения, если говорить, что было сделано, когда эти территории были оккупированы? Фактически было создано большое количество израильских поселений, в том числе для наших людей из России (кстати говоря, большое количество эмиграции было) были построены поселения. Это очень серьезная проблема. Вот это фактически не на своей территории были построены такие поселения. Поэтому это осложняется еще целым рядом других. Там вообще настолько сейчас противоречия, настолько злоба и т.д., целый ряд факторов, что это сейчас проблема для ООН номер один.

Яндекс.Метрика