ВОПРОСЫ ИДЕНТИЧНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ1
Марыся
Залевски и Синтия Энло
Что есть «мы» в международных отношениях? Кого
следует идентифицировать как значащую величину в международных политических
событиях? Какие идентичности воспринимаются как релевантные
и какие нет? Какие группы допускаются к самоидентификации?
Какую роль играет политика идентичности в современной теории и практике
международных отношений? Это лишь некоторые из многих вопросов, касающихся
проблем идентичности, которые обычно ставят студенты и исследователи,
пытающиеся разобраться в международных политических событиях.
ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ
Распад Советской империи наряду с уходом
поляризации мира эпохи холодной войны вызвал настоящий взрыв националистических
конфликтов. Война в бывшей Югославии — лишь один из наиболее очевидных
примеров. Конечно, конфликты на национальной почве имели место и во времена
холодной войны, но «новый мировой (бес)порядок, о
котором так много говорится в последнее время, кажется, открыл новые перспективы
для переосмысления людьми своей идентичности, подталкивая отдельные группы к
предъявлению своих прав на идентичность, что нередко является реакцией на
осознаваемую угрозу» (Milic, 1993). Это
предъявление прав может приобретать разные формы: требование мест при
обсуждениях «за круглым столом»; требование прав контроля за
землей; требование прав обучения новым языкам в школах. Но оно может также
приобретать и формы войн, этнических чисток, расистских «граффити»,
возрастающей напряженности. Интеграционный процесс в Западной
Европе также вызвал новую волну самоидентификации (Wasver eL al., 1993. P.
3). Некоторые европейские народы, относившиеся ранее к подавляемым
национальным меньшинствам (баски, каталонцы, валлийцы (уэльсцы), шотландцы,
цыгане, немецкие турки и черные британцы),, боролись и
продолжают бороться за право общественного голоса. И вне Западной Европы идет
переустройство политической жизни: аборигены в Австралии, сикхи в
Перевод Т.Е. Тксненхо.
Индии, тамилы в Шри-Ланке и черное население в
Южной Африке начинают выступать объединение, давая понять, что вопрос их
идентичности отнюдь не тривиальное дело прошлого. |