Навигация
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Правовой обычай

Для того, чтобы говорить, что есть обычай, нужно хорошо знать, что такое обычай. Обычай без двух обязательных элементов быть не может. Первое – многократно повторяемое использование какого-то правила поведения. Но этого мало. Если так просто говорить, то это обыкновение, оно не имеет юридического значения, если даже многократно повторяется. Или деды, прадеды использовали такое право, - это обыкновение. А так если мы говорим об обычаях, это бытовое употребление. А если говорить о правовом обычае, обязательно должен быть второй элемент. Второе - признание этого обыкновения в качестве правовой нормы. А вот определить, является ли это правовой нормой или нет, очень трудно. Многие считают, что если многократно повторяется, это уже норма.

Для того, чтобы определить, что это правовой обычай, для этого нужно увидеть, что существуют определенные юридические факты. Какие юридические факты, где закрепленные? Это признание государством или другим субъектом международного права, что я признал это обыкновение в качестве правовой нормы. А где это может? В заявлении государств, закрепление во внутригосударственном праве, в договорах соответствующих, других, не обязательно тех, которые касаются непосредственно данного положения, в двустороннем, многостороннем. В коммюнике можно заявить по результатам переговоров. Таких очень много случаев. Возьмем, например, некоторые вещи, связанные с космическим правом. Например, в договоре о космосе 1967 года говорится, что все государства признают право ООН. Следовательно, те, кто участвуют в этом договоре, даже если они не являются участниками ООН, тем не менее, они признали те нормы, которые там есть и особенно принципы, которые содержатся в статье 2 Устава ООН.

Таким образом, нужно, чтобы было ясно, что такая норма существует. Я бы просил это учесть вас как юристов. Но кроме этих двух источников есть еще и другие. Короче, все нормы, которые содержат согласование воль, выражают согласование воль государств, будут считаться источниками. Сейчас можно с определенностью говорить не только об этих двух видах, о которых мы только что говорили, но еще и итоговые документы международных конференций являются источниками международного права. Например, на последней конференции, которая в Москве была, говорили о том, что Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству  в Европе в Хельсинки 1975 года не является обязательным, это политические нормы, а не юридические.

Какая разница, проводят ли государства конференцию, предположим, по морскому праву, по рыболовству и т.д.. но обязательно, при любых обстоятельствах, если есть в данном случае согласование, когда конференцию проводят… Например, приняли Стамбульскую хартию 1999 года о европейской безопасности. Это на конференции в Стамбуле главы государств и правительств ОБСЕ приняли такое соглашение, там содержатся нормы права. Так же, как и Заключительный акт CБСЕ 1975 года – тоже является источником права, содержит нормы права. А там содержатся и основополагающие нормы, которые применяет ОБСЕ, которые действуют на территории Европы.

Второе – это  постановления ряда международных организаций, в частности и ООН. Тоже существует легенда, что ООН, Генеральная Ассамблея ООН не может принимать обязательных для государств решений. Устав ООН – это универсальный договор. Это неверно. Я назову вам некоторые постановления, которые являются обязательными. В первую очередь, наиболее ярко выраженные, это Декларация 1960 года о предоставлении независимости колониальным народам и странам, где закреплен пункт 7, и в нем говорится, что данная декларация является обязательной для всех государств.

Яндекс.Метрика