ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Попытаемся взаимоувязать
наши рассуждения по поводу идентичности с нынешними дебатами по развитию
теории международ-
302
ных
отношений и особенно с межпарадигмальными спорами (Banks, 1985; Whitworth, 1989) и постпозитивизмом (International Studies Quarterly,
1989).
Термин «межпарадигмальный
спор» принадлежит Майклу Банксу (Banks, 1985), который
заключил, что изучение международных отношений сфокусировалось на трех
парадигмах: реализме, плюрализме и структурализме (иногда называемом
глобализмом). Сейчас это широко распространенный подход в изучении и
преподавании теории международных отношений (Holsti,
1985; Little,
Smith, 1991; Viotti,
Kauppi,
1993). Мы бы хотели предложить подумать, как влияют исследования в области
идентичности на развитие этих трех парадигм.
В дисциплине «международные отношения» реализм
является доминирующей парадигмой начиная с 1940-х гг. (Мы несколько неохотно
используем термин «реализм», поскольку реализм на практике скорее наивен и
нереалистичен, особенно в вопросах власти; см. Enloe,
1989.) В рамках этой парадигмы ключевыми действующими лицами в международной
системе должны быть государства, главным образом унитарные и рациональные.
Предполагается, что государства должны вести планируемую, обдуманную политику,
а главной заботой их является национальная военная безопасность. Исследователи,
представляющие школу реализма, фиксируют внимание на отношениях между
государствами, в частности на потенциальных или имеющих место
межгосударственных конфликтах. Такие конфликты есть имманентная часть поведения
государств, первую очередь потому, что государства существуют в анархической
международной системе. Обычно вопросы, которые важны для представителей реалистской школы, связаны с проблемами стабильности,
суверенитета, власти и силы. Типичные для них вопросы: как поддержать
стабильность? Как и почему она нарушается? Как сохранить суверенитет? Когда и
как следует применять силу, чтобы сохранить стабильность и суверенитет? В
центре внимания всех аналитических работ «реалистов» — вопрос власти. Она
рассматривается как один из ведущих принципов международной системы государств
и берет начало от взглядов Гоббса на мир и природу человека. Власть является
также важным товаром, поскольку, по Гоббсу, она необходима, чтобы не дать
другим отобрать ее у вас. Есть ли в этой парадигме место для теорий или
размышлений по поводу идентичности? |